amworta

02.05
02:56

Рекурсия критики


Походы в книжный имеют одну немаловажную особенность, которая практически недоступна цифровым библиотекам: можно выцепить интересную вещь совершенно случайно. Так и произошло у меня с книжкой Льва Рубинштейна "Случаи из языка" - это потом я нагуглила всю предысторию и познакомилась с автором поближе, а в магазине я просто уперлась взглядом в пассаж из главы "Критика критики критики": "Новый критик перестал быть профессиональным читателем, а стал писателем, причем в старом смысле этого слова. То есть носителем претензий на учительство и стилистическую продвинутость. Критик стал стилистом настолько, что следящие за критической литературой в основном обсуждают не концепцию критика, а то, как он пишет. Его стиль". "Чум-ма-а", - подумала я и немедленно принялась примерять это утверждение к себе - достаточно спорное, кстати. У меня есть привычка во время чтения книги отмечать закладками особо понравившиеся места: удобно потом перечитывать и размышлять, да и поиск цитат упрощается. Здесь же мне пришлось бы заложить каждую страницу - настолько хочется поделиться тем, и тем, и тем, и еще вот это вот впихнуть в рецензию… "Случаи из языка" - это, на самом деле, сборник статей, печатавшихся в журнале "Итоги" в конце прошлого века-начале нынешнего. Впрочем, наблюдения, которые содержатся в книжке, не потеряли актуальности со временем - они настолько точные, что поневоле чешешь в затылке: почему я раньше-то не замечала? Вот, вот, смотрите:Человек пишущий, для которого язык и атмосфера и среда обитания, и единственное оружие, рано или поздно обнаруживает бессилие и лживость речи, а то и преступную ее природу. О том, что "Мысль изреченная есть ложь", помним мы все. "…Молчание речь мою караулит давно", - пишет современный поэт Сергей Гандлевский. "Автор преуспевает в молчании", - высказался однажды автор этих строк. Silentium, молчание, чистый лист в разные времена возникают как разными смыслами заряженные метафоры, как короткое замыкание любого напряженного речевого опыта. От истошных призывов к тишине и впрямь можно оглохнуть. Но мы говорим и пишем. О том, что лучше бы помолчать. О том, что говорение грех. О том, что текст умер, а автор и подавно…И еще одна цитата, особенно близкая мне как лингвисту:Разговор опять о нашем с вами языке. В частности, об одном из поэтичнейших его свойств - разбалансированности между означающим и означаемым, а проще говоря, между словом и его значением. Это ли фундаментальное свойство языка определяет сознание или наоборот - вопрос открытый. Наша грамматика, узаконивающая нефиксированный порядок слов в предложении, позволяет, например, понимать знаменитую формулу "бытие определяет сознание" как туда, так и обратно. В большой степени благодаря этому чудесному качеству языка мы имеем такие замечательные поэзию и прозу и такую жизнь, какую мы имеем.Я понимаю, что выгляжу несколько глупо, когда пишу рецензию на критику критики критики. Тем не менее мне хотелось рассказать читателям об этой книге: примечательная штука, не менее примечательный автор (кроме всего прочего поэт и журналист, а еще у него ЖЖ есть - levrub), статьями которого я зачиталась на целый вечер. Может, и вам придется по душе?


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).




Папки